История Часть I

Краткая история Рыцарей Православного Ордена Святого Иоанна Великого Российского Приорства ПОСвИ (OOSJ)

 

Эта часть истории освещает события вплоть до конца существования древнего Ордена и создания Православного Ордена в 1798 году.

Рыцари Православного Ордена Святого Иоанна Российского Великого Приорства не ассоциированы и не аффилированы с Суверенным Военным Орденом Мальты (Sovereign Military Order of Malta, SMOM), как и с любыми другими из их многочисленных подражателей, присвоившими себе схожие названия.

Нижеследующий очерк представляет собой ряд излагаемых фактов, с минимумом исторической интерпретации. Его задача — внести ясность в сложную череду событий. Очерк разделен на четыре части, каждая из которых, в исторической последовательности, повествует об организации, начавшей свой путь как религиозная и госпитальерская группа, Орден Святого Иоанна, и со временем обретшая мировые власть и влияние — только для того, чтобы в XIX веке возвратиться к своим благотворительным корням. Некогда единый Орден вновь появился в XX столетии в виде разделенного на отдельные части учреждения. Он стал суверенной единицей внутри Римской Католической Церкви, рыцарской организацией среди королевских и царских домов Британии, России, Пруссии, Швеции и Нидерландов, а также братским орденом во многих иных национальных организациях и различных подразделениях.

 

Часть I: Орден с момента его основания до 1799 года

Первоначальный древний Орден, послуживший основанием для Православного Ордена, был учрежден согласно традиции в качестве госпиталя или гостиницы для странствующих пилигримов. Его учредители были светскими купцами из республики Амальфи, обладавшей тогда значительным влиянием на море и побережье. Восьмиконечный крест, обычно ассоциируемый с Орденом, является символом, используемым купцами из Амальфи и впоследствии ставшим символом города. Первая гостиница для паломников была основана при одобрении и поддержке Калифа и Патриарха Иерусалимского Никифора I (чье правление началось в 1022 году), незадолго перед расколом Церкви на Римскую Католическую и Православную.

Первым документом, в котором упоминался древний Орден, явилась булла Папы Пасхалия II от 1113 года, признававшая Иерусалимский госпиталь в качестве церковного учреждения. Он быстро прославился своей духовной и мирской заботой о паломниках, направлявшихся в Святую Землю, путешествовавших по ней или отправлявшихся в обратную дорогу. В скором времени Орден стал предоставлять им вооруженную защиту. Благодаря участию в крестовых походах на Святую Землю, Орден стал еще более военизированным в своем деле покровительства пилигримам и сделался одним из главных защитников христиан, обосновавшись в новом Иерусалимском королевстве крестоносцев. Он быстро приобрел мировую славу за свою милитаристскую мощь и преобразовался в большое военно-религиозное братство, которое вскоре получило командование над рядом внушительных крепостей. Одной из них, к примеру, являлась почти неприступная крепость Крак де Шевалье, которая стоит и по сей день и, по словам Т. Э. Лоуренса, была «возможно, самым восхитительным замком в мире во всех отношениях».

Многие из благороднейших семейств эпохи посылали своих сыновей на службу древнему Ордену, который процветал и подразделялся на восемь «языков», или национальных групп. Но армии калифа Саладина постепенно вытесняли крестоносцев из Иерусалимского королевства, и к 1291 году их последний оплот на Святой Земле пал в руки Саладина. Орден начал свое собственное паломничество, сначала на остров Кипр, затем — на Родос. Во время своего пребывания на Родосе он был вновь утвержден как великая военная и морская сила. Военно-морской флот Ордена расширялся, и главный портовый город Родоса обзавелся внушительным комплексом монументальных укреплений и построек.

К Великому Магистру относились как к суверенному принцу, он проживал в отдельном дворце. Рыцари, которые тогда блюли целибат, размещались в зданиях монастырского типа, постоялых домах «обержах» (фр. auberges), разделенных на семь «языков»: Прованс, Овернь, Франция, Испания, Италия, Англия и Германия. Вдобавок к тому, древний Орден имел свои церковь, больницу, арсенал и внегородские укрепления. В военном отношении город Родоса был неприступен. После внутреннего и внешнего упадка Византийской Империи возникла новая опасность в лице турок-османов. Эта угроза быстро распространилась и на восточный, и на западный христианский мир с момента восхождения Мехмеда II, положившего конец тысячелетней истории Восточной Христианской Империи с падением Константинополя в 1453 году, за которым последовала оккупация Греции, Турции и Балкан. 

Единственными значительными оплотами христиан оставались Орден Святого Иоанна на Родосе и Венецианцы на Крите и Кипре. В 1480 году Родосская крепость подверглась в осаде. Несмотря на огромные людские и материальные расходы, армиям султана не удалось взять Родос. На протяжении сорока лет древний Орден и Родос оставались занозой в боку для все возрастающего присутствия Османской Империи в Средиземноморье. И лишь молодой султан Сулейман — пожалуй, величайший из османских правителей — наконец-таки принял решение захватить остров. В 1522 он привел еще большую армию, чем была у Мехмеда II, оснащенную новой техникой и оружием. Родос сдался османам с честью, ибо Сулейман позволил его защитникам уйти, сохранив и жизнь, и оружие. Итого, Орден пребывал на Родосе в течение двух столетий, с 1310 до 1522.

 После короткого периода изгнанничества рыцарей, сначала в итальянском Витербо, части папского государства, потом в Ницце, император Карл V предложил им в качестве автономного феодального владения остров Мальта и порт Триполи – и все это ценой  ежегодного приношения известного знака вассальной верности, сокола. Острова Мальта, Гоцо и Комино были разрозненны и очень плохо защищены. Орден укрепил порты Иль Борго и Сенглеа и возвел Форт Святого Эльма. Постепенно он овладели своими новыми землями. В 1564 году Сулейман решил, что пришла пора окончательно изгнать рыцарей из Средиземноморья. И он вновь послал огромную армию, дабы взять в осаду старого врага. Значительное расстояние от Мальты до центральных областей Османской Империи, а также ее бедность послужили хорошим оружием для Ордена. После четырех тяжких месяцев большая османская армия была уже полностью истощена своей пирровой победой над Фортом Св. Эльма, где полегло более 6000 ее солдат. Османское наступление было подавлено, когда на остров высадились запасные войска под командованием Гарсии де Толедо. Древний Орден, Мальта и христианский мир были спасены.

Победа древнего Ордена в этом противостоянии, названном Великой осадой, привела к возобновлению заинтересованности в Ордене как в оплоте против османов. Папа послал виднейшего военного инженера христианского мира, Франческо Лапарелли, для проектирования укрепленного города. Этот город, выросший на руинах Форта Святого Эльма, стал одним из превосходнейших городских укрепленных районов в мире, образцом проектирования и дизайна. Новый город получил имя, в итоге ставшее произноситься как Валлетта — в честь Великого Магистра, по чьей инициативе он был создан, Жана де ла Валетта. Начался период монументального военного, религиозного и мирского строительства, в котором широко использовался новый стиль барокко. Его выдающимися примерами служат Церковь Святого Иоанна и Дворец Великого Магистра. Орденский флот значительно возрос и стал главной военно-морской силой Средиземноморья. За пределами Мальты, Орден процветал в большинстве стран Западной Европы и продолжал сдерживать османов и пиратов.

К началу XVIII века османская угроза начала постепенно угасать благодаря экспансии Австрийской Империи и последующему выходу в свет Российской Империи под управлением Петра Великого. Культурная и политическая обстановка в Европе была нестабильна. Третья четверть XVIII века ознаменовалась началом революционной эпохи: от успешного военного восстания североамериканских колоний против Великобритании до всеобщих гражданских беспорядков, порожденных Французской революцией. Франция, всегда обеспечивающая сильнейшую поддержку древнему Ордену, обратилась его величайшим врагом. Имущество и земельные владения Ордена на территории республиканской Франции были конфискованы, и он лишился около трех пятых своих доходов. Многие рыцари были вынуждены спасаться бегством после казни короля Людовика XVI, когда Революция приобрела еще более антиклерикальный и антидворянский характер. Наполеон Бонапарт рассматривал остров Мальта как стратегически желанную добычу в Средиземноморье. Великое богатство Ордена должно было послужить его амбициям мирового завоевания.

Когда престарелый Великий Магистр Эммануэль де Роган, частично парализованный апоплексическим ударом, получил известие о судьбе короля Людовика, то стал рассматривать в качестве единственного суверена, все еще независимого и нетронутого Наполеоном Бонапартом, российского императора Павла I. Бейлиф Литта (который в 1790 году, будучи юным Рыцарем Святого Иоанна, помог в спасении флота Екатерины Великой в Роченсальмском сражении) был послан в качестве представителя Ордена к Императору Павлу I. Император был большим поклонником Ордена. Благодаря его покровительству, Великое Польское Приорство было обеспечено и обновлено. Российский император принял Орден с энтузиазмом. После смерти Эммануэля де Рогана Великим Магистром был избран барон Фердинанд фон Гомпеш. Павел I, в высшей степени православный монарх, сделался Имперским Протектором Ордена в 1797 году. На сем заканчивается история древнего Ордена.