История. Часть II

Часть II: Орден в Имперской России

 

События, приведшие к созданию Российских Великих Приорств, сложны, равно как и весьма интересны. Вовлеченность Российской Империи в дела Ордена Святого Иоанна имела долгую историю. Еще в конце XVII века Император Петр Великий направил к Великому Магистру Мальты делегацию, возглавляемую фельдмаршалом Борисом Шереметьевым. Делегация была успешна, и в результате сей миссии фельдмаршал Шереметьев сделался кавалером Ордена и стал носить его отличительный знак, который все еще можно увидеть на его официальном портрете, что хранится в фамильной московской усадьбе Останкино. Императрица Екатерина Великая в 1782 году послала на Мальту своего наследника, великого князя Павла, с целью визита к Великому Магистру Эммануэлю де Рогану.

По совету бейлифа Джулио Литты, Император Павел создал Православное Великое Приорство России, основанное на экуменическом базисе, включающем римских католиков и лютеран. Император Павел представил римско-католическую идею рыцарства своим православным подданным и знати. Недавно разработанные и учрежденные Римское Католическое и Русское Православное Приорства России были щедро обеспечены богатой сокровищницей, зданиями и капеллами. Многие представители русского дворянства, как мужчины, так и женщины, включая членов императорской семьи, были приняты в Орден. Священнослужители Русской Православной Церкви, в том числе епископы и митрополиты, получили признание Ордена. Капелланом Придворной капеллы был назначен православный священник, а праздник в честь дня Святого Иоанна Крестителя (или Предтечи, как его часто именуют в Восточной Церкви) обрел новую значимость, а также место в имперском календаре. В итоге, мощи Святого Иоанна и реликвии Ордена были специально размещены в Санкт-Петербурге (эти мощам удалось сохраниться во время Революции 1917 года, и на нынешний день они находятся в Цетине в Черногории).

Пока в России происходили эти события, 11 июня 1798 года Великому Магистру фон Гомпешу пришлось столкнуться с флотом Наполеона Бонапарта, довольно спокойно захватившим неприступный город Валлетта, который был сдан без боя. Мальта и рыцарские сокровища сделались частью бонапартова королевства. Подобно Ордену Храма Соломона, Ордену Святого Иоанна грозила судьба войти в историю в качестве пережитка абсолютистского прошлого. Его роль защитника от ныне разгромленной Османской Империи подошла к концу, а его место в новой республиканской Европе было весьма ограничено. Эти исторические обстоятельства вынудили его перестроиться и принять новый облик — и не один. Западный Орден окончательно отделился от Восточного и с трудом сумел выжить. На римско-католических территориях его существование отчасти поддерживалось благодаря влиянию все ослабевающего папства.

После захвата Мальты Наполеоном многие из оставшихся рыцарей перебрались к своему покровителю императору Павлу в Санкт-Петербург. 26 августа 1798 года и затем еще раз 29 августа они отреклись от лояльности Великому Магистру фон Гомпешу. 27 ноября в Санкт-Петербурге, император, независимый верховный самодержец, был избран рыцарями своим новым Великим Магистром [прокламация proclamation, принятие acceptance]. Папа Пий VI вплоть до 29 марта 1799 года пребывал в ссылке, томясь под домашним арестом в Тоскане, куда его отправил Наполеон. В течение всего этого времени он был тяжело болен и постепенно умирал. С последнего места своего изгания, монастыря Чертозы в Галуццо, что рядом с Флоренцией, он был вывезен уже полумертвым и ушел из жизни, достигнув Франции, поблизости от Валанса. Во время одного из просветлений этой последней болезни понтифик передал императору Павлу совет (через своего нунция графа де Литту, брата Джулио), дабы тот был терпелив в его делах с Ордена. Император Павел, будучи женатым человеком с детьми и духовным лидером Русского Православия, охотно принял на себя должность Великого Магистра, хотя эти обстоятельства его жизни входили в противоречие с уставом Ордена. В июне 1799 Великий Магистр фон Гомпеш отрекся от своей должности. В итоге, лишь рыцари Испании так и не признали российского императора в качестве Великого Магистра, предпочтя покровительство их собственного короля.

Был создан новый и измененный Орден. Император России, пользуясь своей абсолютной властью самодержавного правителя, учредил совершенно новый Орден, возведя его на древнем основании. Нынешний Орден Святого Иоанна ведет свою линию именно от него.

Указ императора Павла от 24 ноября 1798 года подводит итог формирования нового Ордена и в то же время подчеркивает продолжение определенных традиций  старого Ордена. Как император и самодержец, он объявил, что принимает титул Верховного Магистра и обязуется сохранять за католиками Ордена их причастность к Римской Католической Церкви. Император начал создание своего нового Ордена (хотя вероятно, что он мыслил его лишь как продолжение старого), основав его на принципах родовых привилегий и принятия лиц обоих полов. В своей собственной персоне он утвердил власть и авторитет Ордена. К этому моменту императором был сотворен новый Орден. Последующими указами были установлены и уточнены его суть и обязательства.

Император коренным образом изменил Орден в отношении к его новопосвященным из Русской Православной Церкви. В отличии от традиционных требований к членам Ордена, этим новым рыцарям не предписывался обязательный целибат, и к принятию стали допускаться не только мужчины, но и женщины. Дабы не допустить опустения рядов Ордена, в 1799 году Император ввел новую степень рыцарства — Родовые Командоры. Говоря кратко, Родовые Командоры распоряжались владениями, переходящими от одного поколения к другому. Это обеспечило непрерывное продолжение линии Православного Ордена. Вдобавок к сему, Император привел в Орден еще большее количество представителей русского дворянства, а также священников и епископов Русской Православной Церкви.

Великий Магистр фон Гомпеш в конце концов передал Императору орденские реликвии. Главными из них были почитаемая икона Богородицы с горы Филеримос, мощи руки Св. Иоанна Крестителя и Крест Великого Магистра Жана де ла Валетта. Для иконы в качестве подарочного украшения был сделан оклад в русском православном стиле, выполненный из золота и драгоценных камней. После Революции все три реликвии были доверены вдовствующей императрице Марии Федоровне. Икона сохранилась по сей день, в Цетинском монастыре в Черногории Cetinje, Montenegro, тогда как знаменитый Крест, после Революции 1917 года, был подарен парижским   обществом русских эмигрантов, чрез посредничество дома Романовых, возрожденному и возвратившему свою влиятельность папскому Ордену, в попытке достичь примирения между этими двумя Орденами. Изначально же орденские реликвии были специально размещены в Гатчинском Дворце, и Русская Православная Церковь ввела для них особые празднества. Император приказал, чтобы ему, как главе Ордена, изготовили церемониальную корону. На одном из своих известных портретов он изображен в этой короне, копия которой и по сей день гордо выставлена напоказ в Римско-католической штаб-квартире Ордена. Корона, ставшая частью российских императорских регалий, неоднократно использовалась в оставшемся столетии существования Российской Империи. Во многих книгах о русской коронации XIX века она изображается наряду с другими историческими коронами России. Эмблема Ордена была добавлена на имперский российский герб, а Мальтийский Крест стал военной наградой для благородных русских офицеров-кавалергардов.

История Ордена в России после учреждения нового Ордена хорошо задокументирована. Он превратился в важную социальную силу при Императорском Дворе. Император Павел передал Ордену Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге, где учредил две капеллы: одну для православных кавалеров и дам Ордена, а другую для орденских католиков. Каждая капелла было щедро украшена. Престол императора Павла как Великого Магистра был все еще в полной сохранности в начале XX века, и его можно увидеть и сегодня. К 1800 году Православное Великое Приорство России включало в себя более четырехсот кавалеров и дам, а Католическое Великое Приорство России — около двухсот членов.