История Часть III

Часть III: 1800 – 1900

Орден вступил в XIX век как обновленная и сильная организация. Но в 1801 году на это реконструированное образование обрушилась новая трагедия. Император Павел I был убит по политическим причинам, а на престол взошел его сын, Александр I. Новый император не пожелал становиться Великим Магистром Ордена, но остался верен должности его Имперского Протектора. Он назначил бейлифа маршала графа Николая Салтыкова Поручиком (Лейтенантом, Заместителем Великого Магистра) Ордена [прокламация proclamation]. Подобно своему отцу, император Александр I хотел вернуть Мальту изгнанным рыцарям. Амьенский мирный договор, подписанный в 1802, включал в себя требование этого возврата. Дабы ускорить возвращение на остров, участники переговоров согласились, чтобы нового Великого Магистра назначил Папа, выбрав его из списка кандидатов, утвержденного оставшимися приорствами.

В результате сложного и запутанного процесса, в ходе которого запуганный понтифик, Пий VII, хитроумный Бонапарт и группа итальянских изгнанников встретились на Сицилии с целью ратификации папского кандидата, в 1803 году титул Великого Магистра был передан бейлифу Джованни Томмази. Томмази установил центр власти в Катании, но прожил лишь до 1805 года. Рыцари Катании, общим числом менее сорока, избрали своим новым Великим Магистром бейлифа Джузеппе Караччиоло деи Марчезе ди Сант-Эрамо. Караччиоло получил признание Российского императора, который предоставил ему пособие в размере 12000 рублей, мечтая о Российских Великих Приорствах. Тем не менее, его служение на посту Великого Магистра практически не имело значения в свете все продолжающейся битвы за контроль над Европой, разгоревшейся между Наполеоном и другими европейскими странами.

Орден почти прекратил свое существование на Западе и вошел в тот период, когда западные приорства подверглись значительному опустошению. Финальное изгнание Наполеона и Венский конгресс даровали западному Ордену некоторую стабильность. Он был восстановлен в различных странах, но только под папским или королевским патронажем и контролем. В 1816 году в Риме было восстановлено Великое Приорство Италии, однако лишь как источник дохода для куриального кардинала. Орден на Западе плохо и безответственно управлялся рядом Лейтенантов (Поручиков, Заместителей Великого Магистра).

На разрозненных территориях, оставленных Наполеоном, стали появляться другие Ордена. XIX век был великой эпохой Романтизма, и истории о рыцарях и рыцарских Орденах были весьма популярны. В протестантской Пруссии Великий Бранденбургский Бейливик (Grand Bailiwick of Brandenburg) в 1812 году был преобразован в гражданский Орден Святого Иоанна. К 1852 он был восстановлен в качестве Великого Бейливика и стал известен как Йоханнитер (Johanniter) под покровительством дома Гогенцоллерн. Брат Короля, принц Чарльз, был его Герренмейстером (Herrenmeister, нем. «магистр господ (рыцарей)»). В Англии было возрождено Английское Приорство, приором которого являлся англиканский капеллан короля Георга IV. В конце концов, оно обрело признание Британской короны, и в 1888 году получило королевскую хартию как Славнейший Орден Святого Иоанна (The Most Venerable Order of Saint John). К 1890 году Великим Приором стал принц Уэльский (король Эдуард VII).

В России Орден приобрел более имперский и русский характер. Штаб Ордена, размещенный в Воронцовском дворце, превратился в тренировочную школу для российских военнослужащих и Пажеского Его Императорского Величества корпуса. Император Николай I за свой личный счет восстановил Православную и Католическую капеллы дворца. Существует много свидетельств о продолжении их функционирования. В 1841 году Родовой Командор князь Тюфякин был изгнан из Ордена за неподобающее поведение. В книге по исторической геральдике «Рыцарские Ордена и знаки отличия» («Ordres de Chevalerie et Marques d’Honneur», 1844) было записано:

Le deux grand prieurés de Russie conservant encore en apparence leur
Marques d’Honneur et leur forme anciennes. Sous Ia protection de l’empereur,
sous sa haute direction dans le chapitre, us continuent la chaine du
veritable ordre de Saint-Jean, en ne conservant avec le chapitre de Rome
que des liens très-relâchés …. il est divisé en deux grand prieurés,
L’un pour les chevaliers de la communion grecque, l’autre pour ceux de la
communion latine. Le premier possède 98 commanderies de chevaliers, 17
fondées sur le revenu de la poste, et 20 de fondations privées…. Ii y a
aussi des grand’croix et des petites croix pour les dames.

(«Два Великих Российских Приорства все еще хранят видимость своих старинных законов и формы. Под покровительством Императора, под его верховным руководством в капитуле, они продолжают линию подлинного Ордена Святого Иоанна и сохранили лишь очень слабую связь с Римским капитулом ... он разделен на два Великих Приорства: одно для рыцарей греческого вероисповедания, другое — для рыцарей латинского вероисповедания. Первое располагает 98 рыцарскими командорствами, 17 основанными на почтовых доходах и 20 на основе частных учреждений... Также существуют Большой Крест и Малый Крест для дам».)

Этот отрывок был неточно переведен и опубликован в труде известного генеалога и королевского герольда сэра Бернарда Бёрка — «Книге Рыцарских Орденов» («The Book of Orders of Knighthood», 1858):

 

The two Russian Grand Priories still preserve the appearance of the
old Constitution and form, under the patronage of the Emperor, who is
head of the Chapter. Its connection with the Chapter of Rome is of a
very loose character…..the whole is now divided into two Grand
Priorates, for the Knights of the Greek and those of the Roman Catholic
confession. The former now counts ninety-eight Commanders [Burke does
not repeat many of the other statistics from the above French entry]…
.There are also Grand and small crosses for female members.

 

(«Два Великих Российских Приорства все еще хранят видимость своих старинных Конституции и формы, под покровительством Императора, который является главой капитула. Их связь с Римским капитулом очень слаба... целое ныне разделено на два Великих Приората: для рыцарей греческого и римско-католического вероисповеданий соответственно. Первое ныне насчитывает 98 Командоров [Бёрк пропускает многие другие статистические данные из вышеприведенного французского текста]... Также существуют Большой и Малый Кресты для женщин, являющихся членами Ордена».)

На основе этих двух текстов можно сделать определенные заключения. Во-первых, Орден существовал, или даже процветал, в России вплоть до середины XIX века. Данная датировка опровергает популярное мнение, основанное на неверном понимании оригинальных российских декретов и гласящее, будто Орден был запрещен в России из-за дела Лазарева 1817 года. Если говорить более точно, то Лазаревы получили знаки отличия из Серракаприолы, от Ордена Святого Иоанна за пределами России. А на тот момент Русский двор признавал допустимыми для показа и ношения при Дворе лишь награды, пожалованные Российским Орденом.

Во-вторых, и что наиболее важно для характеристики Ордена, хотя и казалось, что в России он сохранил свои прежние внешние формы, все же он отклонился от своих западных корней. В обоих вышеприведенных отрывках упоминается, что  среди членов присутствовали женщины. На Западе женщинам все еще строго запрещалось вступать в Орден, остающийся мужским и требующим соблюдения целибата. Если какие-либо женщины и были вовлечены в деятельность западного Ордена, они служили ему в качестве религиозных монахинь.

Третье интересное заключение состоит в признании того факта, что связи с западным Орденом были очень слабы. А четвертое, нередко упускаемое из виду, сопряжено с описанием источников доходов российского Ордена, которые поступали частью от почтовой системы и частью от негосударственных учреждений. Мы можем с уверенностью предположить, что эти частно субсидируемые владения являются родовыми командорствами, ибо таково было требование, выдвинутое при их создании императором Павлом. Из иного места в книге Бёрка мы узнаем, что Император был главой всех Орденов в России, за исключением женского Ордена Святого Екатерины, который номинально находился под покровительством Императрицы.

Подробности о деятельности Ордена в России неизвестны. Если она была сходна с той, что вели другие рыцарские ордена Российской Империи, такие как Орден Святого Станислава, Орден Святого Александра Невского, Орден Святого Георгия и т. д., то они служили в качестве организаций для почетных и важных членов Двора и армии. В первую очередь их задача состояла в поддержке монархии и страны. Роль Российского Ордена и обучение будущих государственных лидеров, как и Пажеского Его Императорского Величества корпуса, излагались русскими писателями, но были отвергнуты западной литературой.

 Сведения об Ордене содержатся в российских письменных источниках. Членство подтвеждается в Альманахах Имперского Двора от 1829, 1835, 1847, 1853, 1856, и 1914 годов. Император Александр II часто изображался с Большим Крестом Ордена и как глава Российских Великих Приорств. 19 октября 1867 он возвел князя Александра Васильевича Трубецкого в ранг Родового Командора. Император Александр III позволил, дабы корона Великого Магистра, изготовленная для Императора Павла, использовалась при погребальных обрядах его отца, Александра II, а также она присутствовала при его собственной коронации. Александр III владел портретом императора Павла, изображенного в качестве Великого Магистра, которому было отведено особое почетное место в Гатчинском дворце. Кроме того, на картине Репина «Прием волостных старшин Александром III» (1886, Третьяковская галерея, Москва), как и на нескольких других портретах, он изображается со значком Ордена.

Император Николай II равным образом участвовал в жизни Ордена. Граф Сергей Д. Шереметьев в 1899 году был утвержден как Родовой Командор. В работе Леона де ла Бриера, посвященной Мальтийскому Ордену, упоминается независимый Российский Орден Святого Иоанна, но также прибавляется, что он не был в хороших отношениях с Римским Великим Магистром. Однако император Николай II поддерживал теплые отношения с тогдашним Великим Магистром Римского Ордена, ведь он послал им копию знаменитого изображения императора Павла I как Великого Магистра. Этот императорский подарок продолжает занимать почетное место в нынешней международной штаб-квартире Римского Ордена и появляется на его официальных фотографиях. Он удостоил членов семьи, включая императрицу Александру и великих князей Сергея и Павла, Большим Крестом Бейлифа. Сохранился документ от 1912 года, согласно которому граф Владимир Армфельд мог носить отличительные знаки Ордена, и они должны были перейти к его сыну. Офицеры, прошедшие обучение в Пажеском Его Императорского Величества корпусе, который размещался в орденском дворце, получали право носить Крест Ордена на памятном круглом золотом значке, изготовленном в 1902 году в честь 100 лет со дня основания корпуса.